Защита прав потребителя
Новый телефон сломался через месяц, приобретённая мебель вышла из строя, кофеварка вообще не включается, машина не заводится после прохождения технического обслуживания и т.д.?
Тем самым нарушены права потребителя, т.е. оказана некачественная услуга или продан товар с существенным недостатком.
Можно смело писать претензию, а затем подавать иск.
Закон в данном случае полностью на стороне потребителя, однако, этим не следует злоупотреблять.
Приобретая что-либо у индивидуального предпринимателя, ООО или иных видов юридических лиц гражданин становится потребителем, который сразу получает массу прав.
Так, согласно Закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков вправе потребовать:
- заменить товар;
- забрать деньги и вернуть товар;
- возместить убытки и т.д.
Такие требования потребитель может адресовать на свой выбор:
- продавцу;
- импортёру;
- изготовителю.
Поэтому, услышав от продавца «Это не к нам, а к производителю», смело можно утверждать, что продавец обязан нести ответственность.
Права потребителя настолько широки, что даже отсутствие чека или квитанции не помешает потребителю защитить свои права, а если индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность, то можно взыскать денежные средства с него как физического лица.
Условно, процедуру защиты прав потребителя можно разделить на несколько этапов:
- направление претензии;
- подача иска в суд;
- проведение судебной экспертизы;
- исполнительное производство.
В случае удовлетворения искового заявления суд самостоятельно взыщет с ответчика дополнительно 50% от той суммы, которая присуждена потребителю. Это «санкция» за нежелание ответчика договориться до суда, которая также поступает в пользу потребителя.
При защите своих прав потребителя необходимо внимательно отнестись к составлению претензии и её вручению. Ведь «штрафная» пеня начинает отсчёт, как правило, с 11 дня после получения претензии продавцом, а также если не упомянуть в претензии какие – либо требования, а затем указать их в иске, то ответчик может избежать ответственности.
Если ответчик намеренно не берёт почту, к иску необходимо приложить копию конверта, которую с пометкой «Не проживает» вернула почта.
Крайне важным моментом является проведение экспертизы.
До подачи искового заявления необходимо найти эксперта, который имеет надлежащий допуск к нужному виду экспертиз и узнать у него, какие вопросы нужно ставить ему при назначении судом экспертизы.
Заключение эксперта в большинстве случаев является главным доказательством вины ответчика, а доказывать, зачастую, нужно потребителю, поэтому очень важно быть уверенным, что эксперт не откажется вдруг от проведения экспертизы под предлогом, что требуемая экспертиза не соответствует его специальности.
В силу части 3 статьи 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель в данном случае освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления о защите прав потребителя.
Согласно части 2 статьи 17 этого же закона, иск о защите прав потребителя в суд можно подать по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту проживания потребителя, даже если ответчик находится на другом конце о страны, а также по месту заключения или исполнения договора.
Общий срок исковой давности по защите прав потребителя составляет три года, однако данный срок варьируется в зависимости от того, идёт ли речь о недвижимости, имеет ли товар гарантию и иных обстоятельств.
Моральный вред предполагается (Т.е. его хоть немного, но присудят в любом случае), а также можно взыскать и расходы на представителя.
Примеры исковых заявлений о защите прав потребителя:
Исковое заявление о защите прав потребителей;
Исковое заявление о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ;
Исковое заявление о взыскании суммы за некачественную сборку мебели, неустойки за просрочку исполнения обязательства и суммы морального вреда;
Исковое заявление об обмене недоброкачественного товара;
Исковое заявление о безвозмездном устранении недостатков товара;
Исковое заявление о взыскании необоснованно списанных денежных средств;
Исковое заявление о замене автомобиля ненадлежащего качества;
Исковое заявление о расторжении договора купли-продажи автомобиля и возмещении его стоимости.